Среди самых близких

sredi-samyh-blizkih

В не совсем далекие времена Коммунистическая партия и Советское государство ставила задачу — воспитание советского человека как гармонически развитой личности. Воспитание всесторонне развитой личности начинается с рождения ребенка — появления личности.

Было время, когда существовало мнение, что все новорожденные рождаются одинаковыми и только воспитание формирует разных людей. В действительности же все дети уже при рождении (даже однояйцевые близнецы) родятся с присущими для каждого индивидуальными особенностями: разные по длине и массе тела, по индивидуальному иммунологическому паспорту (свойству организма сопротивляться патогенной микрофлоре), разной способностью познавания мира и т. д.

Также нет одинаковых детей ясельного, дошкольного возраста. Поэтому так трудно искусство воспитания детей, требующее знаний, большого труда, умения индивидуального подхода к каждому малышу, любви — все это раньше всего приходится осваивать молодым родителям.

Именно в семье, среди самых близких — отца и матери — проводят большую часть жизни дети до семилетнего возраста. И оттого, как вдумчиво они относятся к выполнению своих родительских обязанностей, будет зависеть здоровье, формирование человеческих и гражданских качеств нового гражданина нашего общества.

Поэтому воспитание в семье — это не только личное дело родителей, но и их общественный долг перед государством.

В первые годы жизни ребенка закладываются основы характера, нравственного облика будущего человека, формируется определенное отношение к людям, труду, окружающей действительности, усваиваются моральные нормы поведения.

Недаром народная мудрость гласит: «Гнется, пока молод, вырастет — не согнешь!»

Характеризуя роль воспитания детей дошкольного возраста, как важнейшего периода формирования человека, русский педагог К. Д. Ушинский писал: «В первые семь лет нашей жизни память наша усваивает столько, сколько не усваивает за всю нашу остальную жизнь».

Не менее образно этот период охарактеризовал Л. Н. Толстой: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Необходимо с малых лет воспитывать в детях черты, которые мы хотим видеть в них, когда они станут взрослыми. Это долг каждого из родителей, всех, кому доверено воспитание подрастающего поколения.

Большое значение для воспитания ребенка имеет семейная обстановка. За последние годы в литературе все чаще появляется термин «благополучная семья», имеются попытки обоснования понятия «семейного благополучия». Совершенно ясно, что семейное благополучие, прежде всего, зависит от самих супружеских пар. Прежде всего, это решение вопросов повседневного быта.

Домашние дела мало кому в семье доставляют удовольствия. Важно справедливо распределять неизбежные домашние нагрузки поровну. Неумолимая статистика показывает:

там, где домашние обязанности падают на плечи жены — неудачных браков в два раза больше, чем счастливых. В семьях, где супруги выполняют обязанности на равных, счастливых браков в 10 раз больше.

Не менее важен для семьи режим — ритмичный распорядок, который дисциплинирует взрослых, детей, помогает беречь энергию. В семьях, где царит спокойная, дружеская обстановка, дети растут спокойными, уравновешенными.

Ничто так не влияет благоприятно на нервную систему, как хорошее, бодрое настроение.

Нежное внимание родителей, ласковая манера общения с ребенком помогает малышу вырабатывать чувство собственного достоинства, вызывает ответную любовь и преданность. Как важно при этом родителям привлекать малыша к участию в общих делах по дому, вместе с ним сходить в магазин, принять участие в общей уборке квартиры (ребенку в собственном уголке), выехать на семейную экскурсию на природу, позаниматься лепкой пластилина, посмотреть картинки или почитать книгу, принять участие сыну с отцом в выполнении «мужского задания» и т. д.

Создание условий игровой и трудовой деятельности малышу, единство требований обоих родителей, дошкольного учреждения и домашних, внимание родителей к запросам ребенка, их разумное удовлетворение — все это поможет малышу стать послушным и трудолюбивым.

В наше время дети чаще страдают не от дефицита внимания, а от избытка его. Безусловно, дети — самое дорогое в семье, да еще когда их мало — один и двое. Недаром русская пословица говорит: «Один сын не сын, два сына — полсына, три сына — сын». Но не следует ребенка безмерно одаривать ласками, восторженными отзывами, щедрыми подарками, задаривать игрушками, расхваливать по поводу и без повода. Немало родителей стараются одеть малыша красиво и дорого, повкуснее накормить. Ему все дозволено, а если нет — каприз, истерика, и снова все делается по его желанию. Естественно все это предрасполагает к развитию тщеславия, чувства превосходства, потребительским замашкам.

И, конечно, прав А. С. Макаренко, который писал о родительской любви: «Любовь требует дозировки, как хинин, как пища. Никто не может съесть шесть килограммов хлеба и гордиться тем, что он так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры. Поэтому доброта к ребенку должна быть строгой, любовь требовательной и разумной».

Плохо, если такое эмоциональное общение вытесняет другие формы общения с малышом. Если ребенка зацеловывают, захваливают, заласкивают, но фактически мало с ним занимаются, не замечают его промахов и не указывают на них, если и заметили. Плохо и когда ребенка слишком опекают, все делают за него, нередко еще и подчеркивая его неполноценность: «Он еще маленький, где ему!» Постоянная опека — плохое воспитание, так как ребенок лишается радостного и благотворного чувства самостоятельности в своих делах.

Отрицательно влияет на поведение и воспитание ребенка непоследовательность взрослых в обращении с ним, резкие переходы от чрезмерной строгости к заласкиванию, уступчивости. Ему трудно понять, что было в его поведении правильно, что было проступком.

Ошибочна также и система сурового, чрезмерно требовательного воспитания, чаще исходящего от отца.

Изнеженность расслабляет, суровость, грубость подавляют, ожесточают, рождают сознание своего бессилия, злобу, обиду. Особенно вредно на малыше сказывается отсутствие единства в требованиях к нему, когда один из родителей чрезвычайно строг, а второй старается оберегать от суровости первого и «по секрету» потакает его прихотям, угождает покупкой лакомств, игрушек. Нередки случаи, когда требования отца и матери отменяются «любящей» бабушкой. Ребенок лавирует между ними, используя с «выгодой» по-разному окружающих.

Не менее опасен дефицит любви, ласки. В этих семьях главное накормить, обуть, одеть ребенка, наказать за проступки. Так строгие властные родители добиваются послушания при отсутствии близости с ребенком, необходимого душевного контакта. В такой семье ребенку не хочется быть дома.

Особенно тяжело детям в семьях с плохими взаимоотношениями между родителями. Если отец не доверяет матери, а мать — отцу, ребенок это видит, чувствует и переживает. Постоянные грубые разговоры, бранные слова, оскорбления порождают и у ребенка грубость, холодность, нередко развиваются тяжелые неврозы.

Особенно травмирует нервную систему ребенка злоупотребление-отца или матери алкоголем. Даже маленькие дети болезненно воспринимают выкрики, угрозы, гневные жесты.

Хрупкой нервной системе наносятся глубокие травмы, нередко остающиеся на всю жизнь. Дети в этих случаях растут эгоистичными, недоброжелательными. Для них отсутствует авторитет.

Неудавшаяся семья — несчастье взрослых и трагедия для ребенка. И от того, насколько мудро и тактично ведут себя в этой ситуации родители, зависит степень детской боли.

Еще тяжелее дети переносят развод родителей. Именно в таких семьях формируются трудные дети, доставляющие много хлопот воспитателям детских садов и родителям

Всякое наказание должно быть соизмеримо вине ребенка. Наказан должен быть истинный виновник. Взрослому никогда нельзя показывать свою власть над маленьким человечком. Это унижает, не забывается. Никогда нельзя оскорбительно унижать ребенка при других детях (ставить его в угол да еще на глазах других детей, наказывать).

Наказанием малышу могут быть сердитый взгляд, выговор, замечание, высказанный упрек. Нельзя кричать, угрожать, заставлять все время просить прощения, отнимать любимую игрушку.

Совершенно недопустимо наказание трудом, лишением прогулки, еды, сна, т. е. тем, что нарушает режим, вредит нормальному физическому самочувствию и развитию ребенка. Лучше выразить удивление по поводу случившегося и уверенность в том, что подобное не повторится, внушая ему, что это очень неприятный, случайный проступок.

Если уж родители просмотрели формирование у ребенка отрицательных привычек, капризов, надо поискать в семье причины, способствующие появлению негативного поведения малыша. Очень важно, чтобы ребенок осознавал свои ошибки, неправильное поведение. Для их устранения необходимо постепенно изменить условия жизни, взаимоотношения взрослых с ребенком.

Правильное воспитание — воспитание без наказаний, умение родителей добиваться от ребенка положительного поведения с помощью приемов, опирающихся на детское сознание. В этом залог успешного развития у ребенка лучших человеческих качеств: доброты, честности, душевной деликатности, ответственности за свои поступки.

Только совместные усилия родителей, работников детских дошкольных учреждений помогут решить задачу воспитания всесторонне развитой личности, с самыми положительными человеческими качествами.

Довольно часто родители в воспитании ребенка используют запугивания. Некоторые пугают малыша бабой-ягой, милиционером, доктором, уколами, темной комнатой, собакой, угрозой отдать чужим людям, оставить одного в пустой комнате и т. д. У таких детей нередко развиваются нервные заболевания, некоторые из них попадают в больницу, с трудом посещают детские учреждения, боятся новой обстановки, доставляя много хлопот врачам, воспитателям, родителям.

Можно привести немало примеров, когда запугивания детей были причиной нервных расстройств у ребенка. Так, при шалостях Вали С., четырех лет, родители постоянно напоминали о черной собаке. Однажды при очередной прогулке к девочке подбежала черная собака. Малышка страшно испугалась, закричала, после чего стала заикаться, долго не соглашалась идти на прогулку. Много трудов стоило родителям, чтобы вылечить ребенка от заикания.

Нельзя запугивать детей «страшными» рассказами, сказками, особенно перед сном. Нередко испуг ребенка кажется на первый взгляд безобидным для взрослых. Так, новые перемены в обстановке: включение вновь приобретенного пылесоса, громкий звук телевизора, радио, яркий свет, темнота, даже звук «говорящей» куклы могут быть причиной испуга ребенка.

Вспоминается случай, когда девочке трех лет была подарена большая черноглазая кукла. Ее поставили в угол кроватки спящей имениннице. Когда она проснулась и внезапно увидела перед собой незнакомку — это было причиной большого испуга. Именинница в течение года вздрагивала и заливалась слезами при попытке к новой встрече с подаренной куклой, не желая ее не только брать в руки, но и видеть.

TEXT.RU - 100.00%

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика