Культурно-гигиенические навыки ребенка

kulturno-gigienicheskie-navyki

Правильные воспитательные приемы, четкое выполнение режима, организация игровой и самостоятельной деятельности помогают детям еще в дошкольном возрасте овладеть элементарными правилами культуры, гигиены и трудовыми умениями.

Деткам возрастом до года очень нужна помощь мамы и папы. В первую очередь необходимо, чтобы у ребенка появилась потребность к чистоте. Соблюдение ребенком элементарных правил гигиены требует от родителей терпения и настойчивости. Важно научить ребенка соблюдать их как можно раньше, тогда они становятся привычкой, потребностью на всю жизнь.

Прежде всего, необходимо, чтобы взрослые сами соблюдали гигиенические правила и этим подавали пример детям. Детскую, спальню ребенка первых лет жизни, необходимо очистить от ненужных предметов, которые мешают влажной уборке. Окно можно скрыть за легким тюлем, чтобы обезопасить глаза ребенка от прямых и ярких солнечных лучей.

Ежили пол в игровой или спальне, где малыш проводит много времени, покрыт линолеумом или лаком, необходимо проводить ежедневную влажную уборку.

А если имеются ковры (что нежелательно), то они должны чиститься еженедельно, а вообще, чем чаще, тем лучше. Обязательно тщательно вытирать подоконники от пыли. Чаще открывайте окна на проветривание (минимум два раза в день), ведь свежий воздух необходим всегда, а в период летней жары окна можно оставлять открытыми на протяжении дня или даже на сутки. Обезопасьте комнату ребенка и ни в коем случае не стоит готовить еду, гладить белье и стирать там, где чаще всего играет ребенок.

При отсутствии детской комнаты необходимо в большой и светлой комнате квартиры выделить детский уголок, в котором поставить кроватку, вещевой шкаф, стол для игр ребенка и полочку с игрушками.

Детям необходим свой уголок. До полутора лет у них должна быть собственная кровать с высокими бортами и решеткой, а также полужёсткий матрац. Матрац сверху застилается клеенкой и простыней, заходящей за края матраца. Подушка должна быть маленькой, плоской, набитой синтепоном или перьями, хотя синтепон лучше исключить.

Сверху — одеялко с пододеяльником. Одеяло должно четко подходить размерами под пододеяльник, чтобы не оставалось пустых мест. Если вы постелили клеенку, то за ней необходим ежедневный уход, мойте ее только в теплой воде, а постельное белье следует менять хотя бы раз в неделю. Около кроватки хорошо поместить яркий, мягкий половичок.

Малыша необходимо каждый день перед завтраком и после ужина умывать в ванной теплой водой, используя для этого все необходимые детские гигиенические принадлежности. Около умывальника повесить полочку для детского полотенца, мочалки, мыла с мыльницей, расчески.

Не менее важен и вечерний туалет малыша. Мытье ног на ночь не только гигиеническая, но и закаливающая процедура. Также ежедневно перед сном надо обмывать наружные половые органы ребенка и слизистую заднего прохода, особенно у девочек. Несоблюдение этого простого правила часто приводит к раздражению половых органов. В дальнейшем это может быть причиной онанизма (мастурбации).

К проведению этой процедуры необходимо готовиться: иметь мыло, чистую стеклянную банку с водой комнатной температуры, лоскуток мягкой ткани или ватный диск. Омывать интимные места у девочек можно только проточной водой, а не налитой в какую-либо емкость.

В дошкольном возрасте девочки должны обмываться самостоятельно на корточках, над тазиком. Мама должна стоять сзади и помогать ребенку. Возьмите в одну руку баночку или кружечку с водой, а в другую намыленный лоскуток ткани. Поливать воду следует спереди, заводя правую руку со спины девочки между ножками до низа живота, обмывают наружные половые органы движениями спереди назад (не обратно). При движениях «взад-вперед» из заднего прохода можно во влагалище занести грязь, частицы кала, яйца глистов. Лучше эту процедуру проводить теплой водой из ручного душа в ванной.

Подмывание мальчиков производится в обратном порядке сзади наперед. Затем кожу обтирают бумажной салфеткой, вафельным или детским чистым полотенцем. За детским полотенцем так же следует следить. Оно должно стираться, гладиться и обрабатываться паром два-три раза каждую неделю. Кружку (банку) после банных процедур ополоснуть и хорошо прикрыть или завернуть в чистую тряпочку.

Не рекомендуется пользоваться для подмывания раствором марганцовокислого калия, который часто неосторожно используется в быту мамами. Лучшее средство для этой процедуры вода и мыло.

Купают детей в возрасте от двух до трех лет меньше чем два раза в неделю, безусловно, и ежедневное купание полезно, таким образом дети быстрее научаться главному правилу гигиены – чистоте.

Старайтесь приучить ребенка принимать ванну перед сном, следите за тем, чтобы эта процедура не ассоциировалась с чем-то отрицательным (избегайте попадания в глаза пены, горячей или слишком холодной воды). Длительность купания 10—15 минут, вода должна быть температурой от 35 до 37 градусов. Мыльную пену с ребенка смывают чистой водой, температура которой должна быть на градус ниже, чем в основной емкости. После купания вытирать малыша необходимо специальным полотенцем или вафельным. Полотенце должно хорошо впитывать влагу. После ванных процедур минимум раз в неделю ребенку следует обрезать ногти. Обязательно срезайте их, ведь это главное место, где собираются все микробы, которые ребенок сможет с легкостью занести себе в организм.

Волосы не стоит мыть чаще, чем один или два раза в неделю. Обязательно промывайте волосы теплой водой и расчесывайте их непосредственно личной расческой ребенка.

Так же в дошкольном возрасте детей необходимо приучать к использованию носового платочка, который всегда должен находиться при ребенке.

От полутора лет до двух необходимо малыша приучить самостоятельно пользоваться своей ложечкой. Сначала следует учить его есть самостоятельно густую и полужидкую пищу: кашу, пюре, кисель, а потом суп. Около двух лет малыш кушает любую пищу. Хлеб ребенку нужно резать маленькими кусочками.

Малыш должен привыкнуть к собственному месту за общим столом, чтобы он смог сам уверенно садиться на собственное место и вставать с него после приема пищи. Во время приема пищи ребенка следует приучать к пользованию салфеткам, к тому чтобы он кушал аккуратно и не вымазывал вещи, чтобы он не приступал к приему пищи с грязными руками и лицом, следите за тем чтобы ребенок сидел ровно и не сутулился. В момент приема пищи старайтесь подсказывать малышу что делать «откуси хлеб, теперь котлету, сиди прямо».

Двухлетний малыш часто повторяет все за взрослыми или детьми старше его. Это желание нужно использовать в своих личных целях. Показывайте пример ребенку своим поведением он будет повторять за вами и это принесет ему удовлетворение. Эти – начальные трудовые умения важно поощрять, поддерживать его стремление и инициативу. Подавление детской активности нередко вызывает протест, капризы, упрямство.

С двух лет умывать малыша можно проточной водой. Покажите ребенку, как нужно умываться и предложите ему сделать это самому. Учите его в первую очередь вымывать хорошо ручки, потом уже чистыми руками мыть лицо, шейку, ушки. Объясните всю важность полотенца, чтобы он хорошо и насухо вытирался.

К двум с половиной годам ребенок должен надевать чулки, колготки, снимать пальто. Для этого заранее при раздевании надо выворачивать их на лицевую сторону, расшнуровывать, расстегивать обувь.

Сначала, одеваясь, ваш малыш будет делать все как получиться, чаще всего неправильно и медленно. Необходимо при этом наблюдать за ним, подсказывать.

К трем годам необходимо чтобы ребенок привык промывать ротик после приема пищи. Именно в этом возрасте появляется потребность в полоскании рта так как приемы пищи стали частыми и еда не всегда жидкая.

Дети трехлетнего возраста должны есть самостоятельно, не пачкая стол. Могут принести свою тарелку, ложечку, взять салфетку, сесть на постоянное место за общим столом.

Необходима ребенку так же своя посуда — небольшая глубокая тарелка, маленькая ложечка.

В три года малыш производит достаточно ловкие сложные движения, одевается, раздевается, обучается культуре поведения. Сам складывает за собой игрушки, вещи, моет руки и лицо перед приемом пищи.

Прочным навыком становится пользование горшком. Вместе с взрослыми он поливает цветы, проводит влажную уборку среди своих вещей и т. д. Может надевать обувь, надевать колготы, кофту, штанишки или платьице. Детки в таком возрасте полны энергии и очень подвижны, однако монотонность одинаковых действий быстро надоедают им. Так, идти одним темпом дети могут около 30 минут или меньше.

Ребенок привыкает пользоваться носовым платком, правильно сморкается, зажимая поочередно каждую ноздрю. Начинает формироваться эстетический вкус ребенка, понимание красоты, вырабатывается чувство чистоты и опрятности.

В ранние годя жизни необходимо обучить малыша к вежливости: приветствовать людей при встрече, чаще употреблять слова «дайте, пожалуйста», «извините», «спасибо», «разрешите» и т. д.

Разрешайте ребенку оказывать посильную для него помощь: подать расческу, полотенце, скатерть, поставить хлебницу, разложить приборы (только из небьющейся посуды). Помогайте ребенку следить за чистотой в своей комнате или в месте где он проводит много времени со своими игрушками.

Четырех-пятилетний малыш умеет помогать маме и папе в мелких домашних делах: подмести пол влажным веником, помогать пропалывать растения в огороде, палисаднике. Очень важно приучить малыша уже в дошкольном возрасте к постоянным трудовым обязанностям (не более 20 — 30 минут по времени), способствующим развитию и закреплению ответственности и трудовой деятельности.

С четырех-пятилетнего возраста начинается осмысленная чистка зубов. Но прежде следует обучить малыша пользоваться его зубной щеткой изначально просто влажной, а после и с пастой. Объясните амплитуду движений. Правильно чистить зубки сверху вниз, а не слева на право.

Особенно тщательно ребенок должен чистить внутреннюю часть зубов, именно там скапливается и отлагается большинство мягкого зубного налета, который постепенно превращается в плотный зубной камень.

Детям со здоровой слизистой рекомендуется использовать зубные пасты: «Ягодка», «Мойдодыр», «Земляничная», «Алые паруса» и многие другие. Ребенок быстрее привыкнет к чистке зубов, если родители будут делать это вместе с ним. Объясните важность мытья щетки в теплой воде после каждого раза ее применения.

В таком возрасте необходимо чистить зубы либо после завтрака, либо после ужина. Хотя есть и другое мнение, что чистить зубы нужно до еды. Более частая чистка зубов способствует потере эмали. Детская щетка должна быть длиной не более 20 — 25 мм, шириной 8—10 мм, с мягкой редкой щетиной. Зубную щетку необходимо содержать в абсолютной чистоте, т. к. иначе она может быть источником инфекции. После использования ее необходимо мыть. Для закрепления индивидуальных щеток в семье лучше покупать их разного цвета.

От пяти до шести лет рот и горло полезно полоскать кипяченой водой температура, которой не больше комнатной.

А в возрасте от шести до семи лет малыш должен уже все делать самостоятельно: одеваться, следить за своими вещами, одеждой, обувью. Очень хорошо если у ребенка с ранних лет жизни воспитано чувство чистоты, культуры общения и ответственности, так как в более старшем возрасте воспитать сложно. Он должен уметь самостоятельно ухаживать за своими вещами, держать их всегда в чистоте и должен следить за своим внешним видом. Так же должен добросовестно помогать родителям в уборке и помогать младшим братьям и сестрам одеваться, умываться, укладываться спать.

Следует постоянно поправлять ребенка, если он что-то не так делает за столом во время приема пищи. Не стоит кричать на него, а просто аккуратно и спокойно объясняйте ему правила поведения за столом.  Есть следует, тщательно пережевывая пищу, не спешить, не чавкать и не сорить.

Подносить ложку ко рту ребенок должен не кончиком, а боковой стороной.

Важно обращать внимание как ребенок пьет кофе, молоко, чай, чтобы он это делал маленькими глотками с бутербродами. Необходимо запрещать ребенку вставать из-за стола не доев. Не бросать куски хлеба, не брать в рот то, что упало на пол. Не разрешать брать пищу у соседа по столу, вылавливать руками фрукты из компота, выплевывать на скатерть косточки или пищу, показавшуюся невкусной.

При еде остатков супа наклонять тарелку не к себе, а в обратную сторону. При еде мяса нож держать в правой, а вилку в левой руке, не перекладывать последние из рук в руки до конца еды. Брать с общего блюда ближний кусок, а не тянуться за лучшим. Руками можно брать хлеб, пирожки, фрукты, печенье, конфеты.

Нельзя брать немытые овощи, фрукты. Иногда полезно показать ребенку следы на полотенце или грязную воду, которые оставили при мытье эти фрукты или овощи.

Запомните, что воспитать культуру общения, поведения и чувство чистоты легче у детей раннего возраста, стоит только подать пример и ребенок все будет повторять.

Учите детей быть аккуратными не только дома, но и в детском саду или улице. Не бросать на тротуар использованные билеты, семечки, скорлупу орехов, остатки яблок, обертки от конфет, мороженого. Нельзя рисовать на стенах домов, коридоров, шалить в автобусах, вагонах.

Приучайте детей любить и оберегать природу, не срывать на клумбах цветы, не ломать деревьев и кустарников в парках, скверах. Ходить только по дорожкам, не вытаптывать газоны.

Взрослым и детям свойственна любовь к животным. Родители должны учить детей правильному обращению с ними. Нельзя животных брать к себе в постель, целовать, а более старшим следует объяснить, почему это вредно. Особенно опасны бродячие животные, часто болеющие различными заболеваниями, которые становятся источником многих инфекций.

Для более яркого восприятия детьми правил гигиены, культуры поведения используйте детские рассказы, стихи, сказки, которые в свою очередь будут поучать детей делать правильно и не быть замарашками и невоспитанными.

TEXT.RU - 100.00%

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика