Режим дня ребенка от 1 года до 7 лет

rezhim-dnja-rebenka-ot-1-goda-do-7-let-chast-1

Итак, перед нами малыш, у которого позади год жизни. Еще недавно он, беспомощный, лежал в стерильных пеленках родильного дома, а теперь большую часть бодрствования проводит в вертикальном положении, делает, хотя и неуверенные, но свои первые шаги в этом огромном, еще мало знакомом ему мире. Он подрос, длина его тела 75 — 78 см, масса тела 10 — 10,5 кг. У него 8 — 10 молочных зубов. Ребенок уже ищет глазами близкие ему предметы, знает названия некоторых частей своего тела, указывая на них руками. Он произносит 8—12 простых слов, умеет пить из чашки (неполно налитой, удерживая ее руками).

Период жизни от года до трех лет, называемый пред-дошкольным (раннего детства), характеризуется дальнейшим интенсивным ростом и развитием детского организма. И хотя темпы его (по сравнению с грудным возрастом) несколько замедляются, снижается интенсивность обменных процессов, но продолжается рост и развитие организма. Изменяется облик ребенка как за счет увеличения размеров тела, так и за счет перемены в пропорциях его частей. Интенсивнее растут конечности, несколько отстают от общего роста туловище, голова. Совершенствуются функции ряда систем: мышечной, пищеварительной, развивается высшая нервная деятельность, формируется речь.

Возраст от четырех до семи (дошкольный период) также остается одним из важнейших этапов в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное, функциональное совершенствование центральной нервной системы, мозга, аппарата пищеварения. Идет активация функций ряда желез, выделяющих пищеварительные соки.

Усиливается влияние гипофиза и вилочковой железы, совершенствуются речь, память, внимание.

Организм ребенка дошкольного возраста очень пластичен, поэтому на нем быстро отражаются как положительные, так и отрицательные влияния условий внешней среды. В этом возрасте начинают проявляться различные способности ребенка, которые можно развивать, создавая оптимальные условия.

Ребенок младшего и дошкольного возраста должен жить по режиму, соответствующему возрасту, состоянию здоровья, индивидуальным особенностям.

Четкий режим и содержательная жизнь — основа успешного воспитания здорового ребенка. Режим может несколько изменяться в зависимости от возраста, сезона, распорядка жизни в семье. Но основные общие возрастные требования: организация сна, питания, прогулок должны строго соблюдаться. Режим, прежде всего, предусматривает организацию бодрствования и сна малыша.

Самая высокая активность организма проявляется в утренние часы (7 — 8), поэтому так важно приучать ребенка к подъему в это время. Гимнастика (зарядка) помогает преодолеть утреннюю скованность, повышает активность.

 С возрастом продолжительность бодрствования увеличивается. Если для годовалого ребенка она составляет 9,5—10 часов в сутки, то к концу дошкольного возраста увеличивается до 12 — 12,5 часов.

Не менее важно, чтобы ребенок спал положенное по возрасту время. Во время сна мозг малыша отдыхает, накапливается энергия для следующего дня. Большая подвижность, огромные затраты энергии, бурный рост массы тела ребенка раннего возраста увеличивают его потребность во сне. С возрастом ребенка возрастает и работоспособность клеток головного мозга. Поэтому к концу дошкольного периода продолжительность сна уменьшается.

До полуторагодового возраста ребенку необходимы два дневных сна. Однако не всегда следует спешить с переводом малыша на одноразовый сон. Если ребенок ослабленный, быстро засыпает во время второго сна и долго спит в оба дневных сна, второй сон можно продлить до двухлетнего возраста. И наоборот, хорошее самочувствие, возбуждение, нежелание спать во время второго дневного сна — показания к переводу малыша на одноразовый дневной сон. Нередко дети в возрасте 3 — 4 лет отказываются спать днем, но большинству детей до- 5 — 6 лет дневной сон показан; если они не спят, то важен просто постельный отдых.

При систематическом соблюдении режима сна у ребенка быстро вырабатывается рефлекс на время сна. Он сам вовремя засыпает и просыпается. Однако не у всех детей сон наступает одинаково быстро. Одни засыпают, едва прикоснувшись к подушке, другие долго ворочаются с боку на бок, пока не заснут. Эти особенности зависят от индивидуальных различий нервной системы ребенка. Обычно быстрее засыпают дети уравновешенные, медленнее — легко возбудимые.

Быстрому засыпанию способствуют укладывание ребенка в одни часы, чистый, прохладный воздух комнаты, предварительная прогулка на свежем воздухе, двигательная активность малыша в период бодрствования. Сон ребенка будет крепким, если он засыпает после спокойной игры (в кубики, мозаику, после лепки, рисования). Успокаивающе влияет подготовка ко сну: уборка игрушек после игры, умывание, раздевание.

Если ребенок спит в общей комнате, перед сном надо создать спокойную обстановку: выключить телевизор, радио, погасить верхний свет, оставив зажженной настольную лампу или торшер. Прекратить громкие, волнующие разговоры, игры ребенка. Важно процедуру укладывания сделать для ребенка приятной. Для этого в конце бодрствования хорошо рассказать тихим, убаюкивающим голосом спокойную «усыпляющую» сказку, разрешить взять с собой «спать» любимую игрушку — лучше небольшую, целлофановую куклу. Не следует ребенка перед сном развлекать разговорами, чтением книг, особенно возбуждающих нервную систему «страшных» сказок.

Большое значение для малыша имеет правильная организация бодрствования. Особенно полезны прогулки. Без регулярного пребывания на свежем воздухе он растет бледным, часто болеющим.

В летнее время ребенок целый день должен проводить на свежем воздухе. Дети с года 8 месяцев и старше в зимнее время должны находиться на воздухе 3 — 4 часа, гуляя два раза в день в любую погоду, кроме ветреных, морозных и дождливых дней. Для детей дошкольного возраста утренней прогулкой является неторопливая ходьба в детское учреждение — ясли, сад. Идя с ребенком на прогулку, следует забрать с собой зимой санки, лопатку, летом — мяч, формочки для песка, совочек и др.

На прогулке ребенок получает много интересных впечатлений: наблюдает явления природы: падающий снег, солнце, тучи; действия взрослых — уборку снега, движущиеся автомашины, дождь, висящие сосульки и т.д. Все это расширяет его кругозор, обогащает речь. Особенно полезны малышу прогулки за город, на берег реки, в лес, на дачу. Для прогулки ребенка раннего возраста можно использовать коляску, тележку, зимой — санки. Во время прогулки необходимо активизировать двигательную активность малыша игрой в снежки, катанием на санках, рисованием на снегу, участием в лепке снежной бабы, организацией игры «в прятки», «догонки», «лошадки» и др. После таких прогулок улучшается аппетит, сон ребенка. Если ребенок на прогулке мало двигается, не заинтересован игрой, или, наоборот, слишком возбужден, утомлен— это неблагоприятно отражается на его состоянии, сне, аппетите. Очень важна ежедневная и правильно организованная прогулка.

Недаром ведущий советский педиатр Г. Н. Сперанский считал каждый день малыша без прогулки потерянным для его здоровья.

TEXT.RU - 100.00%

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика